+16
как так?

Набережная Кемерово.

Брошенная и забытая.


От Кузнецкого к Орбите
Погружение в Кемерово: откройте Притомскую набережную и её историю
Хочешь узнать человека – одолжи ему денег, а если познакомиться с городом – пройдитесь по его набережной.
Многие «коренные» кемеровчане рассказывают, что приехали в наш город случайно – прогулялись по Набережной и влюбились в Кемерово навсегда.

Согласно карте, в Кемерово их уже пять, но если вы слышите «встречаемся на Набережной», то до сих пор речь определённо идёт именно о Притомской набережной – от Кузнецкого моста до «Орбиты».

Навряд ли бы они влюбились в Кемерово, прогулявшись по его Набережной в наши дни. Везде — упадок и уныние: спуски к реке заблокированы, чугунные решётки перил частично утрачены, дикие кустарники захватывают склоны. Годами здесь никто не "прилагает руку" не только к модернизированию, но даже к поддержанию в надлежащем порядке.

Появилась она в 50-е годы прошлого века. До этого здесь был высокий обрыв с берёзовой рощей, который сползал в реку при сильных половодьях. Узнаваемых чугунных ограждений ещё не было, зато её украшали скульптуры физкультурника и физкультурницы весьма импозантного вида.
Гипсовые скульптуры были окрашены белой известью, но, если по чесноку, «труселя» скульптур были грязные и затёртые до безобразия. Это были последствия антисоветских актов. Ночью фигуры часто дополнялись до кондиции пластилиновыми членами. Отскабливать это безобразие приходилось также в ночную смену. Впритык к Набережной, как и сейчас, стоял институт «Гипрошахт». На собраниях трудящихся там часто поднимали вопрос о ликвидации скульптур ввиду череды актов постоянного эротического вандализма. Парни-чертёжники на перекурах хохмили: «Налицо явная диспропорция членов». Потом партийное руководство решило, что их всё-таки нужно убрать – не могут советские комсомольцы, пусть и гипсовые, появляться на людях в таком виде ввиду «ветхости членов скульптур, подлежащих реставрации». Хохма с этими произведениями искусства была знатная, а сколько пластилина истрачено и не сосчитать.

К ужасу многих кемеровчан, на Набережной напротив «Орбиты» в 2021 году построили «кафе-стекляшку», и один из прекрасных городских видов был утрачен. В соцсетях много и долго шумели по этому поводу, писали обращение "отцам города и области", чтобы не трогали уникальный вид на Томь, но высшее руководство не услышало глас народа.

Однако, осенью 2024 "досадная стекляшка" вдруг по каким-то причинам закрылась. Вывески сняли, свет потушили – замок на двери и тишина. И пока (февраль 2025) нет никаких признаков грядущего оживления. Теперь этот памятник "волевым решениям" стоит как "бедная Маша", напоминая, что глас народа - глас божий*.
*Vox pópuli vox Déi (лат. «голос народа — голос Бога») — латинская поговорка, аналог русской пословицы: «глас народа — глас Божий».
Так Набережная Кемерово выглядела в 60-х гг. ХХ века
Набережная Кемерово в 60-е годы XX века — ностальгия по советскому стилю!
Это панорама Набережной Кемерово, сделанная в 30-е годы
А это вид на Набережную Кемерово в 30-е годы
Землянки, расположенные возле Третьей горбольницы, 1947 год. Панорама с Набережной.
Землянки в районе Третьей горбольницы, 1947 г. Вид с Набережной.
гуляем дальше

Горсад Кемерово.
Чудеса! Да и только...

Когда-то эти лавочки были для знакомств,
а теперь – для селфи
Артефакт доцифровой эпохи на пересечении улиц Островского и Кирова, когда юноши знакомились с девушками на лавочках и на набережной, а не в чатах. Сейчас называется – «Парк Чудес».

В отличие от других городов Кузбасса, Щегловск в 20-е гг. ХХ века был на левом берегу полностью лишён всякой растительности – пустое пыльное поле.
Отчасти и по этой причине, ван Лохем (голландский архитектор, которого призвала в Щегловск АИК "Кузбас") планировал разбить центр города не на левом , а на правом берегу Томи – на Красной горке.

В 1926-27 годах к 10-летию Октября на глухом пустыре Притомского участка, куда с давних пор селяне привыкли валить мусор, был заложен горсад. Щеглов долго пытались отучить от этой дурной привычки, а потом решили разбить на этом месте городской сад. Весной 1926 года комсомольцы расчистили пустырь и посадили тополя, берёзы и черемуху.

Журнал «Сибирские огни» в 1929г. язвительно писал:
Приезжего человека щегловские условности поражают на каждом шагу. На берегу Томи отгорожен забором огромный пустырь. Приезжему кажется, что за этим забором скрывается постройка. Подойдя ближе, приезжий видит вывеску: Городской сад. Приезжий дивится: деревьев в саду не больше 16, они расставлены вперемежку с фонарными столбами. Пыли в саду больше, чем тени. Но щегловцы, по-видимому, большие оптимисты. В летнее время они любят гулять по воображаемому саду, среди аллей, образованных фонарными столбами. Щегловцы мирятся со своим условным садом, как мирятся с условным городом. Твердыни их оптимизма поистине неприступны. Щегловцы знают, что одновременно с индустриальным расцветом Сибири зацветет их условный сад, а условный город станет крупным промышленным центром
Журнал «Сибирские огни», 1929г
Лыжная эстафета в Кемерово, 70-80 гг. ХХ век
Лыжная гонка. Главное - не упасть на трассе!
Культурная терапия

Кемерово
даёт надежду
на исправление

Пластинки, обман и месть пацана
Примечательный инцидент произошёл в Кемерово в 1983 году.

Кафе «Русская изба» (сейчас – «Теремок», закрыто), расположенное на территории Горсада (сейчас – Парк Чудес), в 80-е годы было облюбовано городскими музыкальными спекулянтами как место обмена и продаж новинок музыки "из-за бугра".

По пятницам и субботам здесь собирался «нычка-рынок». Название происходит от практики прятать товар в обильных зарослях кустов на территории Горсада, на случай облав ОБХСС.
Иногда прятали так хорошо, что долго не могли найти то место, куда и сделали нычку. А можно было вместо своих кассет найти чьи-то катушки. Бывало и так, что заложил Boney M, а нашёл Ottawan.

Приехавший в Кемерово из Новосибирска гастролёр-толкач – «Саша Малина» (Александр Малинин) продал местному жителю Кемерово Дмитрию Артюхину (кликуха – «Артамон») двойной виниловый альбом запрещенной на тот момент в СССР рок-группы Pink Floyd – “The Wall” (1979) за 160 рублей (средняя месячная заплата в СССР в 1983 году – 183 рубля).
В 1980-м году в СССР начали выпускать подробные циркуляры со списками неблагонадёжных буржуазных исполнителей. В нём значились и «прогрессивные» британцы.
У музыкальных групп в списке были формально обоснованные признаки для запрета: панк, насилие, эротизм.
Группу Pink Floyd заклеймили незаслуженно общей казённой формулировкой: «Извращение внешней политики СССР». Причина была в том, что В 1983 году вышел антивоенный альбом Pink Floyd – “The Final Cut“. Его вторая сторона начиналась короткой и довольно нудной песней “Get Your Filthy Hands Off My Desert“. В тексте есть строчка «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут, Галтиери взял Юнион Джек». Это отсылки к военным конфликтам того времени: ввод советских войск в Афганистан, взятие Бейрута израильской армией при Менахеме Бегине, вторжение Аргентины на Фолклендские острова. Казалось бы – ну что такого?
Но партия затаила обиду на прогрессивных рок-музыкантов.
Виниловая катастрофа: Как альбом Pink Floyd стал причиной разборок в Кемерово
Воодушевлённый удачной покупкой, Артамон пригласил на прослушивание культового альбома товарищей-меломанов. Сам альбом был прослушан до этого сотни раз, но то – лента, а тут – винил.

Диск аккуратно достали и, не дыша на него, положили на вертак. Осторожно опустили иглу и услышали… органную литургию. Пятаки (пятак – сленг: бумажная этикетка в центре пластинки) у обеих пластинок были переклеены с подлинных на диски из набора И.-С. БАХ – ОРГАННАЯ МЕССА – АМАДЕУС ВЕБЕРЗИНКЕ – 2LP, РИГА, Мелодия. Подделка была сделана чрезвычайно искусно – на чистом пространстве винила рядом с пятаком новосибирские мастера нанесли гравировкой цифровой и буквенный код, совпадающий с оригинальным от альбома “The Wall”. И сама картина разметки дорожек на виниле визуально сильно совпадала с оригинальной.

Несмотря на то, что фальшак была не рядовой и оснований считать Артамона кемеровским лохом не было, он, сильно расстроенный данным конфузом, перед лицом своих товарищей по винилу поклялся найти и наказать разводилу: «Гадом буду, если не отловлю падлу и не накидаю ему по полной!» Проблема заключалась в том, что Саша Малинин был гастролёром, и местные спекулянты его не знали: «Слушай, да залётный какой-то. Раньше здесь фейсом не светил… Извини, хелпа нет».

Дмитрий не упал духом и принял решение не пропускать ни одного «нычка-рынка» по пятницам и субботам. В течение целого года Саша Малина здесь не появлялся. Символично, что когда он снова приехал в Кемерово толкать фальшак, это был концерт (так тогда называли альбомы рок-групп) U2 – “War”, 1983 (рус. «Война»). На этот раз для подмены был взята пластинка Лаймы Вайкуле "Томный вечер". Но вечер быстро перестал быть томным.

Артамон узнал его и, не вызывая подозрений, спокойно и технично «встретил» на выходе из «Избы» хуком в челюсть, насвистывая: «Вот тебе от нас урок, нагрубил нам фраерок…»

Слушал Бони Эм, Малина?
А поешь-ка – гуталина!

Саша Малина очнулся привязанным к венскому стулу в одном из домов в Кировском районе города Кемерово. После долгих часов обсуждения с пацанами: «Как дерзкого учить будем?», Артамон огласил ему приговор: «Короче, чтоб ты, падла, запомнил, как нам в Кемерово туфту толкать, мы будем тебя грузить целую неделю Бахом. Прописываем тебе культурную терапию. Музыка Баха, слова Роджера Уотерса. Решение – моё. Обжаловать будешь?». Саша не смог ничего возразить, поскольку рот у него был плотно заткнут кляпом.

Ровно неделю Артамон, сменяемый по графику своими товарищами, круглосуточно крутил Саше Малине те самые пластинки Баха, которые он купил у него под видом “The Wall”.

Воспроизведение воспитательной музыки велось на предельной мощности усилителем Бриг-001 и стереопарой Радиотехника S90, по тем временам одним из лучших советских Hi-Fi комплектов. Хорошая связка! Уж к чему к чему, а к качеству звука у Малины не могло было быть никаких претензий. Соседей Дмитрий предупредил заранее, чтобы не волновались: «У меня неделя органной музыки к юбилею Баха. Учу наизусть фуги. Вы уж извините, если что».

Выходы в туалет и попить – два раза в сутки, поздним вечером и утром в 5 часов. Несколько раз Малина обоссался, но трусы ему не меняли, а только зажимали себе нос, заходя перевернуть пластинку.
Кормили символично «зеленью» – тухлой капустой: "Жри витамины, гад, поправляйся."

Пару раз Малина отважно пытался бежать с культурной перековки, но бдительная охрана пресекала эти попытки чётким ударом в пах: «Ты, скотина, ещё не всё выступление товарища Баха прослушал!»

Били сильно, но без фанатизма, потому что главное в Кемерово это что? Культура!

Через неделю Саша, с наполовину поседевшей головой, был вытряхнут на свободу на Притомской набережной возле кафе «Русская изба», где его и приняли ранее.

Кемерово. Суровая Родина

продолжение следует