+16
деревенские хроники

Масленица пришёл,
двери открывай!

В нашей деревне Кулички самый весёлый праздник после Нового Года - это Масленица, а может быть и не после, а просто - самый весёлый.
Приезжайте в Кулички - погуляем на славу!
Масленица в Сибири, Суровая Родина
Деревня наша – Кулички. Летом к нам только по воде, зимой – по снегу, весной и осенью – мы сами себе хозяева. Ещё нас называют – Медвежий рай. Да только на медведей мы никогда не охотились. А если кто из пришлых придёт, да охотой на медведя интересоваться будет, то мужики в лес его не пустят, а особо настойчивым и по мордам могут наярить. Так мы разумеем, что медведи – соседи наши. Живем мы бок о бок с ними здесь издавна. Кто же на соседа с ружьем пойдет? Это какая-то гражданская война получится. У нас с ними взаимное уважение: то мишка к нам в гости зайдет, то в лесу встретимся – раскланяемся, новостями последними обменяемся.
Как справляют Масленицу в Сибири7
Масленица – это зиму провожаем, весне приветы шлем. Целую неделю празднуем – забавы устраиваем да блины печем. Блины на масленицу у нас по традиции мужики пекут, потому что Весна – это имя мужское. Раньше у нас, бывало, так и мальчиков называли. Был у нас, например, агроном – Весна Иванович Жарков. Сейчас такое имя редко встретишь, но, бывает, кто и назовет. Считается, что Весна – это имя силы, пробуждения от зимнего
сна всякой живности и травинки. А раз сила – значит мужик! Вот лето и осень – это женские времена года. Лето – мягкое да покладистое, осень – плодовитое – всё бабья природа. А весна – сильное, стремительное время, по характеру упрямое, напористое: река ото льда вскрывается – лёд трещит, ломается, дыбом встает; медведь в тайге
из берлоги, своего зимнего убежища, поднимается, ревёт как стремнина.
Раньше на Масленицу лазили на столб, а сейчас - как?
Масленица – для всей деревни праздник. Забавы разные устраиваем, на силу да на ловкость друг друга проверяем. Девки косами меряются да кто по части пирогов мастерица больше, но есть и такие огонь-девки, которым боевые искусства подавай. Обычай кулачных боев у нас в Куличках девки на свой манер переняли: они на Масленицу пуховыми подушками бьются. Подушки перед боем специальный человек проверяет, чтоб
лишнего ничего в них не положили, да потом и бой судит; его слово – закон, так мы его и зовем – Судья Масленников. По правилам, чья подушка первая в пух разлетится, та и проиграла.
Масленица - старинный русский праздник. Дело было в Сибири
Был у нас в деревне мастер золотые руки – Иван Ручник, который такие замечательные балалайки делал, что молва о нём по всей Сибири шла. Родился у него сын Антон, который мастерство у отца перенял успешно да свои балалайки стал работать. И вот влюбился он страстно в дочку кузнеца нашего – Варвару, девчину знатную, видную, но своенравную. И так он к ней подходы искал и этак, а всё не признавала она Антона, а более того,
знаки внимания стала оказывать охотнику удачливому – Даниле Загорскому, да замуж занего вскоре и вышла. Так печалился Антон, что балалайки стали у него выходить особенные, со звучанием тоскливым, жалобным. Как кто на такой балалайке играть станет – собаки выть начинают да скотина домашняя беспокоится. Всё по Варваре Антон кручинился – «страдал по Варе», так мы его и прозвали – Антон Страдивари.
Кто на Масленицу веселиться горазд, тот и весь год не сидит глаза в кучу
Места у нас в Сибири – древние, много здесь путей торговых да воинских пролегало. А где торговля да выгода, там золото. Искать его в «буграх» надобно – это места такие особенные, там раньше городища были или захоронения. На то особое искусство да навык нужно иметь. А золото, оно своенравное: кому открывается, а кому – нет, характер свой показывает. До нас тут татары жили, а до них – сибирцы, про них мало что знаем: вещи из золота да серебра диковинные делали, на них полузвери-полулюди изображались. Как-то в одном из древних бугров кирпич нашли, кирпич большущий, не такой, как обыкновенные наши кирпичи – совсем отличный, плоский, что в длину, то и в ширину. На кирпиче том была отпечатана рука, то есть истовая ладонь человеческая, со всеми
пятью пальцами, да такая большущая, что ужас, вдвое больше верблюжьей лапы! Значит, в старину великан какой- нибудь его делал. Когда кирпич сыр, тогда, значит, великан нарочно отпечатал на нем своей рукой: «знайте-де нас, вот-де какие мы были!». Кирпич тот долго по деревне ходил, все дивились огромнейшей руке, а после каким-то манером извелся.
Наши девки или наши парни? Кто суровее? Масленица покажет
В Масленицу приезжают к нам в Кулички соседи из деревни Дряни, и устраиваем мы бои кулачные. Бои, конечно, шутейные – до первой крови. Драться нашим местным между собой, даже в шутку, мы не разрешаем, чтобы лишней ссоры не было между нами. Правила кулачных боев такие. Сначала мы выставляем нашего парня против ихнего из Дряней. Чтобы статью и весом были равные, без превосходства излишнего. По пояс раздетые для боя, на каждом шапка меховая. Кто первый с соперника шапку собьёт, тот и победил. Нечестные удары и захваты делать нельзя, если правила нарушают, то водой разольем их – на тот случай девку с ведром ледяной воды ставим. Потом «стенка на стенку» идём. Мы выставляем мужиков да парней наших человек 20, да и Дряней столько же. Бьются все против всех или каждый за себя. Тут правила другие: как кто упал, кого с ног сбили – тадеревня и проиграла. Проигравшая деревня выставляет победителям бочонок с медком (медовое пиво). Все, кто в боях участвовал, его и распивают за здоровье да за дружбу крепкую вековую между нашими деревнями.
Ай, да красавица. Как зовут? Масленица!
Девки наши в Куличках – знатные, чисто золото. Если парню из соседней деревни удастся посвататься да замужнашу девку взять, то это большая удача, или ещё говорят «златку хватануть». Некоторые нетерпеливые да разухабистые женихи соседские, если миром не удалось, бывает, пытаются невесту силой взять – выкрасть. Подкараулят где-нибудь в тайге, когда девки ходят по грибы да по ягоды, навалятся гурьбой да и уведут к себе в
деревню. Обидно для нас это. Соберутся мужики наши, медведя возьмут для острастки и идут выручать её. Не было такого случая, чтоб назад не вернули. А обидчику полагается «похвальбу» для всей деревни сделать – вину свою загладить – бочонок меда выставить или соленых грибов кадушку. Если же жених – хозяин добрый, то мы и сами не прочь невесту отдать в хорошие руки. Но это доказать надо. Испытание мы ему даем – бревно сосновое да топор острый: если вырежет ладно одним топором Солнце ясное или Луну ядреную, то присмотримся к нему, приценимся.
Кто на Масленицу невесту нашел, тот всю жизнь будет как блин в масле!
Как-то раз стояли такие лютые морозы, да и зима была бесснежная, что обеспокоились мы, как бы русалки в озере не померзли. Кто предлагал их по баням расселить, чтоб морозы пересидели, а кто говорил самогону под лёд спустить – для согрева. Так вот, решили их не будить, не беспокоить, а мужики наши наломали веток еловых да озеро и утеплили. Русалка, она же на зиму как медведь в спячку впадает, а весной просыпается. Нормально русалки перезимовали. Правда, потом наши рыбаки ворчали: как пойдут в то лето на рыбалку, так столько рыбы наловят, что домой еле несут. Потеряли они всякий спортивный азарт к рыбалке, огорчились. Понятно дело: то русалки старались – проявляли благодарность за заботу. В соседней деревне тоже озеро есть, но только там русалы
живут, т.е. мужики ихние. Летом на Ивана Купала озера эти соединяются, и происходит у них взаимная миграция, да игрища и плескания. Шум такой стоит, что захочешь – неуснешь. А потом озера разъединяются, и каждый в своё возвращается – следующего лета ждать. Что делать – порядок такой!
Пусть всё плохое уходит с огнём на Масленицу
В последний день масленичной недели за деревней мы устанавливаем соломенное Чучело. Каждый, у кого какая обида на кого была, этому чучелу её передает: записочку пишет, да в него втыкает или просто подойдёт да в солому нашепчет. На закате мы его поджигаем, и все недовольства, которые за год накопились, вместе с ним сгорают в дым, и ветер их разносит по бескрайним снежным полям. Раньше, если какой спор трудный был, то к Золотой Бабе за судом ходили. Стояла она среди болот непроходимых на вершине горы. Откуда она взялась, никто не знал, вид у неё был грозный: ростом более двух человеческих, вся сверкает золотом на солнце, с животом огромным, посредине – раковина гигантская белая, как к ней приближаются – звук издает трубный, суровый. Спор
так решался: возле неё разводили костер, огонь которого считался справедливым; кого огонь тот не обжигал, тот и прав, а если оба от огня страдали, то, значит, ни у одной из сторон полной правды нет. Да только сейчас дорогу к ней никто не знает, совсем потеряли …
Народные забавы на Масленицу - проводы зимы
Любим мы зимой в футбол играть на озере. Пробовали мячи разные футбольные: и Nike, и Adidas, да всё не то – лучше мяча для футбола, чем вилок белокочанной капусты, ничего в природе не существует. Особенно хороша капуста от бабки Прасковьи: крепкая, упругая, на морозе играть ей – одно удовольствие. Бабка она прижимистая, просто так не даст. Сперва с футболистов пользу получит: воды натаскать или дров наколоть, чтоб уважение проявили. Дед Семён, пока молодой был, каждую зиму в футбол играл, а старый стал – увлекся и обучил бобров в футбол играть. Сработал им мяч по размеру подходящий, ворота, поле разметил. Всю зиму тренирует их. У бобров зимой тоже дел мало, вот они и рады стараться. Прознали об этом в соседней деревне Колючкино. Да такая взяла их зависть могуча, что решили они альтернативную футбольную команду из зайцев составить, а потом матч устроить: наши бобры против их зайцев. Бились, бились они, но не вышло у них с зайцами ничего: то зайцы мяч сгрызут, то тренировку пропустят. Остались наши бобры чемпионами вне конкуренции.
Серый, ты меня уважаешь? А Масленицу празднуешь?
Собаки у нас умные. Не такие, как городские: газету и тапочки носить не приучены, да и ошейника не знают. Хорошая собака называется «сметливой» за то, что в сложной ситуации, когда на зверя ходим или что случится особенное, она свой характер показать может и ведет себя как товарищ охотнику. Дитя малое мы с собакой в тайгу отпустим без опаски – знаем, что вернутся обратно в целости и сохранности. Когда девку замуж выдаем, то родители в приданое ей обязательно хорошую собаку дают, чтобы порядок в Доме был и присмотр за семьей и хозяйством.
У нашего пасечника Егорыча живет пёс Хипстер. Егорыч его генеалогию знает на 20 колен вглубь – всех его собачьих дедов-прадедов. Предки Хипстера пришли в наши края со старателями, которые золото мыли ещё при императрице Екатерине. С тех пор вот и живут с нами. Егорыч с Хипстером и на рыбалку вместе, и по грибы, и в шахматы
играют. В шахматах Хипстер, конечно, не так силен, как в охоте, но каждую третью партию у Егорыча выигрывает. Егорыч злится страшно, когда Хипстеру проигрывает, и потом с ним до вечера не разговаривает.
Проект "Масленица в Сибири" реализован в 2016 г.
Продюссер - Гостюхина Лариса.
Фотографы - Александр Никольский, Любовь Фурс
Актёры - Сергей Сорокопуд, Екатерина Митрофанова, Екатерина Мучник, Роман Куренков, Дмитрий Береснев, Илья Сухоруков, Андрей Имангулов.
Собака - сильно породистая.
Тексты - Сергей Колков.


Съемки проходили в посёлке Новостройка и в деревне Пугачи.
Проект реализован "в живую", без фотошопа и монтажа. Ни один актёр серъезно не пострадал.

© Сергей Колков, 2017