+16
расследование

Кемерово, береги памятник "Философу"


Когда вопросов больше, чем ответов
Самый загадочный памятник в Кемерово находится на стрелке улицы Арочной и Притомской набережной. Диск с прорезанным силуэтом человека в позе лотоса, перед которым сидят пожилой мужчина и кошка.
Что же в нём необычного?

Во-первых, мало кто из кемеровчан знает, кто такой этот Лобсанг Рампа и за какие заслуги ему поставлен памятник. Кто он? Талантливый мистификатор (одна из его книг, «Жизнь с ламой», по утверждению автора, была продиктована ему сиамской кошкой по имени миссис Фифи Грейвискерс) или тибетский лама по имени Тьюсдей Лобсанг Рампа, вселившийся в тело британца?

Во-вторых, неизвестно, кто и зачем установил памятник. За его появлением в Кемерово стоит некое анонимное лицо, которое оплатило московскому скульптору Дмитрию Кукколосу его изготовление, установку и передало в дар Кемерово. А потом, судя по полузаброшенному состоянию монумента, потеряло к нему всякий интерес.

В-третьих, это единственный памятник Лобсанг Рампе не только в России, но, кажется, и во всём мире.

В-четвёртых, периодически поднимаются волны критики памятника и неизвестно, сколько ему ещё удастся занимать такое «козырное» место в центре города. Но, не смотря на эти нападки, с 2008-го он как неприкасаемый стоит на стрелке в сквере Орбиты уже более 17-ти лет.

Казалось бы, всё ясно. Официальная версия, которая тиражируется всеми краеведами такова: "Чья-то дорогая игрушка из начала 2000-х. Кто-то из "богатеньких" прочитал "Третий глаз", восхитился и решил выпендриться."

М-да... Верится с трудом. Во-первых, труды Лобсанг Рампы никогда не были сверх популярны в России. Среди звёзд числились кумиры и покрупнее — Николай Рерих, Ричард Бах, Кастанеда. А здесь - ни особенной харизмы, ни гигантских тиражей.
Во-вторых, не так-то просто поставить в козырном месте в центре Кемерово памятник по своему желанию. Да, это не Москва, но и не Кукуевск. Вы помните 2008 год? Ни один воробей в Кемерово не чирикал без ведома Амана Гумировича. А тут — памятник какому-то Лобсанг Рампе!

Разберёмся. Есть сведения, что появление этого памятника в Кемерово совсем не случайно.

Кемерово ищет смысл в страданиях

Первая версия. Экологическая.

Базируется на том, с какой лёгкостью и простотой было согласовано место для размещения памятника.

Возможно, таинственный меценат хотел донести до кемеровчан мысль о том, что жизнь полна трудностей, особенно в свете постоянных проблем с экологией в городе.
В условиях ухудшения качества жизни и роста экологических проблем, многим горожанам стоило начать искать утешение в философских учениях и концепциях, таких как реинкарнация.
Популярное высказывание Лобсанг Рампа: "Реинкарнация — это не наказание", должно было стать для города своего рода жизненным девизом: "Страдаете? Не беда! Это всего лишь ваша "долгожданная перезагрузка". Главное, чтобы в следующей жизни вы не оказались в том же самом месте, и с той же самой зарплатой! А поэтому, ведите себя хорошо — вовремя платите сборы за капитальный ремонт и не бросайте мусор мимо урны."

Согласно этой гипотезе создание памятника профинансировал один из бывших или действующих высокопоставленных чиновников администрации города или области, посылая горожанам "определённый сигнал".

Кемерово - это вопрос, а не ответ

Вторая версия. Угрожающая.

В начале 2000-х годов Кемеровская область находилась в состоянии политической и экономической нестабильности. Губернатор региона Аман Тулеев, известный своей решительностью и непримиримостью, инициировал масштабные чистки среди местных олигархов, что кардинально изменило расстановку сил в регионе. В результате этой кампании влиятельные бизнесмены, ранее контролировавшие ключевые отрасли экономики, лишились своих активов и влияния, что вызвало у них обиду и желание отомстить.

Многие из них в спешке покинули Кемерово, чувствуя угрозу своей безопасности. В условиях растущей напряженности в регионе началась настоящая война компроматов. В местных СМИ и общественных кругах активно циркулировали слухи о "чемоданах чернухи" на Тулеева — компрометирующих материалах, которые, по слухам, могли бы подмочить его репутацию. Однако, несмотря на постоянные спекуляции, конкретные доказательства так и не были представлены, что добавляло интриги и неясности в политическую обстановку.

Надпись на постаменте гласит: "Чем больше вы знаете, тем больше вам предстоит узнать". В контексте политических событий этой эпохи эта фраза приобретает особый смысл. Возможно, это угроза, которая адресованна конкретному лицу, возможно, самому Тулееву, а фигура философа с кошкой становится лишь символическим акцентом в этой политической игре. Вместо неё мог быть кто угодно — даже Д'Артаньян.

Согласно этой версии, выбор для увековечивания в сквере Орбиты неизвестного в Кемерово английского оккультиста оказался делом чистого случая. На прямоугольную тумбу с табличкой-посланием, не без иронии, поставили статуэтку мужчины с кошкой, а для солидности добавили сзади силуэт Будды. Мужчина с задумчивым выражением лица смотрит в бесконечность, а его пушистая спутница трется о ногу, призывая: "Эй, пора начинать переговоры!"

В известном московском агентстве "Ракета PR", где на стенах висели фотографии хорошо "прокачанных" политиков с благодарностями за успешное сотрудничество, состоялся следующий разговор:
— Подберите для моего послания какого-нибудь загадочного персонажа, — произнес клиент, задумчиво глядя в окно на серость московского неба, где даже облака пытались скрыть свои истинные намерения. — Чтобы ни с чем не ассоциировался, понимаете?

— Подумаем...

— Что-нибудь нейтральное и непонятное, — продолжал клиент, уже представляя, какую бурю вызовет его "весточка" на площади Советов.

— Кстати, пусть о его ногу для интриги трётся кошка. Хороший намек, что мы открыты для диалога.

— Поищем...

Через некоторое время, когда кофе уже совсем остыл, менеджер, наконец, заговорил:
— Вот результаты: у Эрнеста Хемингуэя был мейн-кун. Их потомки до сих пор резвятся на территории его бывшей кубинской резиденции. Марк Твен был ярым поклонником сфинксов. Он неоднократно писал о своих пушистых музах и утверждал, что у каждой из них уникальный характер. А еще: Лобсанг Рампа — этот английский "духовный гуру", выскочка и эзотерик, в нашей стране почти неизвестный. Он считал кошку своим соавтором.

— Да, вот этот последний нам и подойдёт! Как его там звали? Лобзик Рампа? — усмехнулся клиент, представляя, как это имя будет звучать в заголовках местных газет.

— Лобсанг Рампа, — аккуратно поправил его менеджер.

— Неважно. Будем увековечивать этого чудака в Кемерово. И не забудьте кошку!

Так Кемерово обрело своего "Философа". Но главное — это не сам памятник, а послание на табличке. И это как раз тот ключ, который помогает понять, что именно хотел сказать заказчик.

Как кошка
стала проводником духовности
в Кемерово

Третья версия. Романтическая.

Знаете ли вы о связи идей Лобсанга Рампы с возрождением русского казачества?
В ХХ-м веке, когда казачество в СССР переживало сложные времена и искало новые пути для своего духовного и культурного обновления, учение Лобсанга Рампы начало привлекать внимание казаков.

Возможно, за установкой монумента стоит казачество юга России, которое стремилось укрепить слабый статус казаков в Сибири.

Лобсанг Рампа, с его мыслями о самопознании, внутреннем мире и духовном развитии, вдохновил в 90-е многих казаков на поиск новых смыслов в жизни. Казачество, традиционно ценившее такие качества, как честь, смелость и братство, стало обращаться к восточной философии, включая идеи Рампы.

Вот выдержка из интервью казачьего атамана Григория Махеева, где он касается этой темы:
  • Журналист:
    Как вы можете охарактеризовать казачью душу?
    Атаман:
    Казачья душа всегда отличалась глубиной, силой и стремлением к свободе. В нашей традиционной культуре казаки ценят такие качества, как честь, смелость и верность, а также имеют глубокую связь с природой и своими предками.
  • Журналист:
    Ранее вы упомянули учение Лобсанга Рампы. Как оно повлияло на казаков?
    Атаман:
    Учения Лобсанга Рампы о самопознании и внутреннем мире стали для нас откровением. Мы начали осознавать, что духовность не ограничивается только внешними обрядами, но также включает в себя внутренние размышления и гармонию с собой
  • Журналист:
    Интересно! А какова связь между казачьими традициями и наследием Лобсанга Рампы?
    Атаман:
    В основе нашего интереса к наследию Лобсанга Рампы лежит его отношение к традиционным ценностям. Например, отношение к коню в нашей культуре и к кошкам в учении Рампы. Мы воспринимаем своего коня как часть своей души, как существо с особой энергией и духом. Эта связь углубляет наше понимание себя и своего места в мире. Конь становится символом внутренней силы и духовного единства.
  • Журналист:
    А какое значение кошка имеет в учении Лобсанга Рампы?
    Атаман:
    Кошка в трудах Лобсанга Рампы ассоциируется с мистическим и духовным началом. В восточной культуре она считается проводником между мирами, что позволяет людям углублять свою связь с сакральным. Кошка помогает осознать внутренние чувства и интуицию.
  • Журналист:
    Какой вы видите роль коня и кошки в жизни казаков и тибетцев?
    Атаман:
    Для казака конь воспринимается как учитель, демонстрирующий, как быть смелым, свободным и верным своим традициям. Он символизирует духовный рост и силу, поддерживая своего хозяина в его путешествиях. Для тибетцев кошка также является учителем. Она обучает важности интуиции, внутреннего покоя и осознания своих эмоциональных потребностей. Помогает уважать свои чувства и следовать интуиции — что является важным аспектом самопознания.
А вы говорите — беспамятный памятник.

Кемерово. Суровая Родина

продолжение следует