Далее шли подписи.
Пришлось поискать чернила разных фабрик и несколько перьевых ручек, которые сразу немного «подправил», чтобы было похоже, что они давно были в ходу, и сел подделывать подписи.
«Конечно, обманывать это нехорошо, но по существу я же всё написал как есть – взаправду, а подписи… – ну, все кемеровчане действительно мечтали об уютной площади в центре города с памятником солнцу русской поэзии. Так что где тут обман? Я всего лишь «копьё судьбы» в руках истории», – успокаивал он себя.
Сначала он вспоминал фамилии и имена своих знакомых. На двадцатой странице в ход пошла фантазия – и в подписных листах появились Синебрюхов, Красномаков, Попугаев, Широкоплечев и многие другие «новые жители» Кемерово.
За полночь, исписав разнокалиберными подписями около 50 листов, Карл Иванович сказал: «Всё. Довольно! Будь, что будет». Упал в кровать и отрубился. Коньяк и мозговой штурм – лучшие снотворные.
Проснувшись наутро ровно в семь без будильника, он был необычайно бодр и деловит, несмотря на то, что проспал всего пять часов. Его наполняла спокойная уверенность, что план неприменно сработает и действовать нужно именно так, как он вчера и решил. Перед именитым московским скульптором должен был предстать не ловкий «выбивала», а делегат от кузбасского трудового народа – немного смущённый порученной ему миссией, но непобедимый в своей прямолинейной правоте.
Карл Иванович, как вы подумали, не сразу ринулся к Манизеру, а сперва направился в ГУМ. Там он купил самый обычный мешковатый костюм фабрики «Большевичка», каких у него самого отродясь не бывало. И ещё косорылые ботинки не то от «Красного Обувщика», не то от минской фабрики «Лукошкино», которые тоже никогда не состояли на службе в его привычном гардеробе.
После этого он вернулся в гостиницу и оделся во всё новое. Его ноги, переобутые в «чудо» советской обувной промышленности, удивлённо спрашивали: «Товарищ, за что?!», а глаза искали в зеркальном отражении хоть какие-то знакомые признаки былого лоска. В номере он долго стоял перед зеркалом и искал такое выражение лица, чтобы в нём были и почтительное уважение к скульптору, и застенчивость человека из Кемерово в столице, и, главное, твёрдая решимость не уйти от него добровольно без памятника поэту. Продуманный образ он дополнил пенсне не по размеру, которое постоянно сползало с его крупного носа и возвращалось на место суетливым движением, что должно было убедительно демонстрировать волнение просителя.
Отрепетировав «ходока из народа», наш кузбасский вездеход пошёл на «взятие Манизера». Новые скрипучие ботинки нестерпимо натирали ему ноги, и это добавляло его лицу выражение непридуманного страдания.
– Нет, я от вас, уважаемый, без Пушкина не уйду. Не на того напали, – зарядил себя Карл Иванович, открывая дверь подъезда в престижном доме на Котельнической набережной.
«Делегат из Кемерово» деликатно позвонил в высокую дубовую дверь с номером «16», без бронзовой таблички, обычно прямо указывавшей, кого же именно вынесла на этот советский «олимп славы» волна народной любви и партийной милости.
Дверь открыла массивная женщина неопределённого возраста в диапазоне от «за сорок и далее» в сером фланелевом халате, который украшали два больших накладных кармана.
– Я к…, – начал было свою заготовленную речь Карл Иванович.
– Заходите, – женщина прервала его. – Придётся подождать. Мастер пока занят, – с этими словами она отступила вбок, освобождая путь Карлу Ивановичу вовнутрь. При этом, поменяв своё положение, она недвусмысленно оттопырила перед ним один из карманов своего халата и выжидающе посмотрела на посетителя.
Карл Иванович, немного оторопев от такого прямолинейного, но вполне понятного намёка на ожидаемое "жертвоприношение", тут же суетливо вынул портмоне и, немного подумав, достал оттуда новенький червонец, который элегантно переправил в бездонный серый карман. Женщина, взглядом в глубь кармана, оценила размер «дара», но при этом не закрыла его и не кивнула в знак благодарности, а продолжала пристально смотреть своими бесцветными глазами на визитёра, держа карман оттопыренным.
– Один момент, извините, неправильно понял, – Карл Иванович вновь достал портмоне, вынул оттуда теперь уже сто рублей и добавил их к ранее пожертвованному червонцу.
Женщина, нисколько не изменившись в своём застывшем мраморной маской лице, без слов, и проявлений столь привычной в таких случаях фальшивой любезности, убрала руку с кармана, показала ему той же рукой на шаткий стульчик у стены и проследовала, шаркая тапочками, куда-то вглубь квартиры.
«М-да, кто бы мог подумать, что приём у московского скульптора обходится нынче так дорого! Отстал я в нашем Кемерово, кажется, от столичной жизни», – размышлял Карл Иванович, сидя в одиночестве и чутко прислушиваясь к звукам, но кроме громыхания каких-то далёких кастрюль, ничего более не нарушало окружающую тишину.
Минут через пятнадцать мучительного ожидания, поскольку в прихожей невыносимо пахло кошками, одна из дверей в коридоре открылась, и из неё сначала появился округлый женский зад, а потом и сама далеко не худенькая женщина лет явно за пятьдесят, одетая в модный бежевый костюм. Она выходила из комнаты пятясь, при этом сгибаясь в полупоклонах и произнося кому-то невидимому слова преувеличенной благодарности: «Вы волшебник! Мастер, чтобы я без вас делала! Благодарю!»
Кал Иванович, глядя на эту сцену подумал: «Не зря я так проработал свой костюм, ой не зря! Интуиция меня не подвела. Этот Манизер, видать, тот ещё фрукт!»
Из глубин коридора появилась давешняя «кассирша», не глядя на посетительницу прошлёпала к входной двери, лязгнула засовами и выпустила её на волю.
Проходя на обратном пути мимо Карла Ивановича, она буркнула куда-то себе под нос, не обращаясь к нему напрямую: «Что сидит-то, как пень. Не видит, что ли, что свободно…»
В это время из кабинета раздался мощный мужской голос:
– Клавдия Ивановна, если есть посетитель пусть заходит!
Карл Иванович «рванул» и оказался в просторном кабинете, в котором в этот солнечный день царил полумрак. За столом, заваленном папочками и какими-то карточками, сидел лысый и весь какой-то округлый человек, которого Карл Иванович сразу окрестил «колобком».
– Здравствуйте, меня зовут Карл Иванович, я к вам по делу…
– Присаживаетесь,
– Мне нужно…
– Я знаю, что вам нужно, – в голове Карла Ивановича молнией пронеслась догадка: «Конечно, ему наверняка ещё вчера позвонили из Союза скульпторов и предупредили о назойливом просителе из Кемерово».
– Сейчас посмотрим мою картотеку и подберём вам что-нибудь подходящее. Надеюсь, вас интересует традиционный вариант?
– О, да! Мне тут недавно предлагали и на коне и с зайцами, но я отказался.
– С зайцами? – толстячок оживился и с интересом взглянул на Карла Ивановича. – Это что-то новенькое! Обычно бывают со своими тараканами. Шучу! Не волнуйтесь, дорогой товарищ… Как вы сказали вас зовут?
– Карл Иванович. Из Кемерово
– Из Кемерово. Это весьма забавно. У нас в столице сибиряки на вес золота. Карл Иванович, сейчас подберём вам изумительный вариант. Вы будете абсолютно довольны. Я мастер в таких вопросах. Итак, начнём по порядку. Как я понимаю, вы предпочитаете объект без дополнительных обременений. Проще говоря – всякие там «зайчики» и «куколки» в нагрузку вам не нужны?
– Да, хотелось бы без нагрузки.
– Хорошо, я вас понял. Это конечно сужает наш выбор, но найдём, найдём. Не волнуйтесь. Рост? Стандартный?
– А можно повыше?
– С этим, знаете ли, сейчас проблемка, проблемка. В наличии только стандартный рост. Если обязательно нужно повыше, то придётся подождать.
– Никак нельзя подождать. Мне нужно срочно!
– Где же вы раньше были? Если главное срочность, то тогда рост – стандартный. Тут уж, извините, без вариантов. Говорю, как есть! Продолжим… Знание языков?
– В каком смысле?
– В прямом. Ну просто, знание языков. Какое должно быть у объекта?
– Ну, русский, французский, наверное. Они же там все по-французски?
– Хорошо. Проще было бы найти вариант с английским, но и с французским есть варианты… Посмотрим, посмотрим. Образование?
– Насколько я помню – лицей?
– Ну вы батенька и фантазёр. Сказали бы институт благородных девиц, а вы – лицей. Ну да ладно, пусть будет лицей. Какие-то ещё особые пожелания есть: цвет глаз, волос?
– Да, вообще-то нет. Всё как на портретах.
– Это хорошо. Это расширяет нам горизонты… М-да. Ну что, достаточно. Сейчас я углублюсь в свою картотеку и подберу вам варианты. А вы пока посидите, помечтайте. Всё, голубчик, будет в лучшем виде, я и не такие заказы «изготавливал», – «колобок» неприятно хихикнул.
– Ну вот, взгляните, – с этими словами он протянул Карлу Ивановичу несколько фотографий среднего формата, на которых были запечатлены очаровательные женщины бальзаковского возраста.
– Что это?
– Как что? Невесты! Вы же сами сказали, что у вас запрос на «традиционные отношения». Или я вас неправильно понял?
– Извините, вы кто?
– Как кто? Алексей Иванович Батутов.
– А где Манизер?
– Какой Манизер?
– Матвей Генрихович.
– Понятия не имею. Вы что мне голову морочите. Какой ещё Манизер? Вы жениться будете или как?
– Мне нужен памятник Пушкину!
– Клавдия Ивановна, Клавдия Ивановна, – истошно завопил «колобок». – Подойдите сюда. Товарищ – хулиган. Проводите его на выход.
– Да не хулиган я, успокойтесь! Мне нужен скульптор, Матвей Генрихович Манизер, – с этими словами Карл Иванович достал из кармана помятую бумажку, на которой ему вчера в Союзе скульпторов «куриным почерком» нацарапали адрес Манизера. – Вот адрес.
Алексей Иванович развернул протянутый клочок бумаги и воскликнул:
– Тут же ясно написано: квартира «76», а у меня – «16»! Товарищ, это хорошо, что вы не хулиган, но Манизера здесь не было, и, надеюсь, никогда не будет. У меня отдельная квартира! Без подселений! Ну, бывает, бывает. Смешное недоразумение вышло.
В дверном проёме кабинета, как в амбразуре, появилась бесстрастная фигура Клавдии Ивановны.
– Желаю удачи вам с Пушкиным, и, если надумаете жениться, то вы теперь дорогу знаете. Обращайтесь! Подберём в лучшем виде, у нас сибиряки на все золота. Клянусь, не пожалеете! Клавдия Ивановна, проводите человека из Кемерова!
Карл Иванович, немного взмокший от такого неожиданного поворота дел, вяло пожал «колобку» руку и пошёл вслед за домоправительницей на выход. Уже у порога двери на лестничную площадку, он, безо всякой надежды, сделал призывный жест «потирания пальцев», типа: «Имейте совесть, верните деньги!», но бесцветные глаза никак не отреагировали на этот явный намёк.
«Ну и чёрт с вами! Подавитесь!» – спорить и требовать возврата денег у него сейчас не было никакого желания. Впереди было «взятие Манизера!»
Скульптор работал в домашней мастерской, когда на пороге его нескромной даже по столичным меркам квартиры появился исхудавший за время метаний по стране делегат от Кузбасса. В его левой руке была зажата, как кепка Ильича, исписанная сотнями подписей измочаленная пачка бумаги. Взгляд – потупленный и пламенный одновременно. Всё – по сценарию.
Мастер вышел к посетителю в длинном кожаном фартуке со свежими следами глины:
– Говорите быстро и по делу. Я работаю.
– Матвей Генрихович, меня к вам отправили трудящиеся Кузбасса с огромной просьбой, помогите! – для произведения нужного впечатления он даже немного присел при финальном «помогите», уменьшившись в своём гигантском росте. Это точно должно было сработать.
Его пригласили войти. В кабинете он аккуратно сложился на краешке стула, показывая тем самым свою робость и смущение перед лицом великого деятеля искусства. На край стола этот нескладный человек осторожно положил пачку скрученной бумаги с обращением к скульптору трудящихся и их пёстрыми подписями. Это было напоминанием, что он здесь не по своей воле, а как представитель широких масс сибирских тружеников. А после Карл Иванович рассказал в красках всю запутанную историю памятника Пушкину в Кемерово. Как в 49-м обещали и установили временный школьный бюст на площади,а потом и совсем про него забыли. Прошли уже годы, а памятника всё нет и нет. Про ревизионную комиссию из Москвы он, конечно же, умолчал.
– М-да. Оторвали́сь мы здесь в Москве от народа… Живём, как на Марсе. Непременно нужно помочь. Непременно! Я думаю, исходя из вашего описания площади, вам подойдёт памятник метра на 4 высотой. Полагаю, за год управимся. Готовьте договор.
– Никак нельзя, дорогой Матвей Генрихович, за год. Трудящиеся волнуются.
– Уважаемый, как вас там, Карл Иванович? Я ведь вам, буквально говоря, памятники не рожаю. У нас, понимаете ли, тоже есть свой производственный цикл. Обязательства.
– Отец родной, не погуби! Ну, может быть, есть хоть какой-то выход? – Карл Иванович резко накренился через стол вперёд к скульптору и вдобавок ещё и выдвинул подбородок, что практически упёрся лбом в его фартук.
– Ну, если вам уж так крайне срочно необходимо... – видя такую искреннюю мольбу делегата, Манизер не смог остаться безучастным, – недавно я делал для Малого театра скульптуру Пушкина – могу отлить копию. Но она будет весьма небольшого размера, почти в его натуральный рост. Вам, наверное, это не подойдёт.
– Ещё как подойдет! – выдохнул Карл Иванович.
– Готовьте договор.
– Так вот, уже со мной. Пожалуйста. Только сумму вписать!
– Хорошо, я посчитаю смету, подпишу и завтра заедете, заберёте. Только имейте в виду,лишней скульптурной бронзы у меня не было и нет. Доставайте сами, где хотите. Это уже ваши хлопоты.
– Конечно, Матвей Генрихович, это как раз не вопрос, – из Карла Ивановича, воспользовавшись сладким ощущением победы, попытался вылезти сидевший взаперти пройдоха-снабженец, но его быстро затолкали обратно.
– Да, кстати, если будет необходимость, я и Ленина могу исполнить.
– Непременно будем иметь это в виду! – и у великого снабженца в записной книжечке появилась новая запись: "Манизер. Скульптуры. "Я от народа".
Назавтра Карл Иванович уже в своём привычном гардеробе ответственного хозяйственника был в Главкультснабе: «Что тут у вас с бронзой для товарища Пушкина?» С ней тоже оказалась беда. Бронза для дела и для тела поэта требовалась не абы какая, а специальная, обладающая повышенной пластичностью и вязкостью для передачи тонких деталей скульптуры. Все пути к ней вели к одному поставщику – заводу цветных металлов в Мытищах, куда он и выдвинулся без лишних отлагательств.