Расцвет эпохи угля в Кемерове пришелся на 30-50 годы ХХ века. Именно в это время город стал неофициально называться Углеградом, что абсолютно точно отражало его историческое предназначение. Это название в качестве метафоры часто использовалось в газетных передовицах, победных реляциях и речах и вполне могло бы стать новым топонимом. Тем более что начале 30-х годов жители Щегловска как раз подыскивали новое имя городу. Они предлагали: Гигантск, Октябрьск, Владленск, Кузбасск, Свобода, Победоносец, Революция. Но чаще всего – Углеград.
Однако власти предпочли "Кемерово", поскольку так называлась железнодорожная станция и Рудник. Кроме того? они исходили из того, что у топонима "Кемерово" была международная известность. Как сказал тогдашний председатель горсовета С. А. Озеров "Щегловск нужно переименовать в Кемерово... В Америке и Англии знают именно Кемерово, так как в нем находилась АИК". Если исходить из этой логики, то можно сделать вывод: не было бы на берегах Томи американцев, назывался бы город - Углеград. А раз они жили здесь, значит – Кемерово.
Чем больше в городе появлялось угольных предприятий, тем больше он становился Углеградом. В 1929 году была заложена шахта "Пионер". Затем последовали шахты "Октябренок", "Южная", "Северная", Бутовская", "Промышленновская", "Ягуновская", разрез "Кедровский". Подготовкой рабочих кадров поначалу занимались несколько профтехучилищ, а позже горный техникум, институт. Открывались детсады, школы, клубы, библиотеки, больницы, столовые и прочие городские объекты. Там? где появлялся шахтовый копер, там возникала жизнь.
Каждая историческая эпоха вносит нечто новое в быт, нравы, традиции, и даже внешний облик людей. Великая угольная эпоха – не исключение. Еще каких-то 25-30 лет назад даже ребенок знал, что? если по улице идет мужик, а у него черный ободок вокруг ресниц, значит это шахтер. В городских поселениях на Бутовке или Ягуновке практически все взрослое население работало на шахтах. Это было время, когда горняком мог оказаться ваш сосед по дому, попутчик в трамвае, "крайний" в очереди за водкой. Сейчас нет. Сегодня людей с "угольным макияжем" в бывшем "Углеграде" уже не встретишь.
Чем отличался шахтер от других кемеровчан? Если кто-нибудь когда-нибудь захочет написать обобщенный портрет кемеровского шахтера, то он должен учесть следующее.
Первыми шахтерами на Руднике были сибирские крестьяне и переселенцы из Нечерноземья. Они шли работать на копи, чтобы подзаработать деньжат, а потом вернуться в деревню.
В 1913 году на кемеровских шахтах и штольнях появились первые квалифицированные рабочие, которых "Копикуз" привез из Донбасса. Через пару лет на Руднике появились также немецкие, австрийские, венгерские, чешские военнопленные. По просьбе "Копикуза" они были направлены сюда из концентрационных лагерей Новониколаевска и Томска. Для пленных на правом берегу были построены бараки, рассчитанные на 300 человек.
Сразу после Гражданской войны власти пригнали на Рудник трудоармейцев. Это были солдаты, которых сразу после демобилизации направляли "дослуживать" на трудовой фронт. Они работали на шахтах, заводах, строительстве дорог.
Потом появились ссыльные спецпереселенцы: раскулаченные крестьяне, "враги народа", "вредители", а также неблагонадежные поволжские немцы, прибалты, "западенцы" из присоединенных территорий.
А еще на кемеровских шахтах работали, так называемые, "тылоополченцы". Последние были все равно, что каста неприкасаемых, самые бесправные и презираемые люди. Они не имели избирательного права, им было запрещено учиться даже в профтехучилищах, не говоря уж о техникумах и институтах. Также они, даже если у них имелось образование, не могли занимать руководящие должности, и все потому, что эти бедняги являлись выходцами из дворян, банкиров, купцов, духовенства. Жили "тылоополченцы" отдельно от других рабочих, в землянках, летом – в шалашах. Беременные женщины и подростки работали наравне со всеми. Дочки этих несчастных людей не могли выйти замуж за "настоящего" пролетария, поскольку никто не хотел связываться с "бывшей". Таких отверженных на Кемеровском руднике было довольно много. Точных цифр у меня нет, но известно, что на шахте "Диагональная" они обеспечивали 40% угледобычи.
Теперь о национальностях. Как известно, каждая нация, каждая народность имеет свои отличительные, своеобразные, присущие только ей признаки. Далеко не всегда людям разных культур удается найти общий язык. Но шахтерская среда обладает одним удивительным свойством – она сглаживает этнические и религиозные различия.
В предвоенные годы Кемеровский рудник - это скопище инородцев, приехавших сюда либо на заработки (таких было немного), либо в ссылку (большинство). Однако далеко не каждый пришлый человек стремился попасть на шахту. Кроме русских, в забои охотно шли: украинцы, белорусы, татары, башкиры, мордва, поляки, немцы. Конечно, встречались и представители других народов, например, "столыпинские" латышские и эстонские переселенцы, обрусевшие чехи и даже китайцы и греки. Но их можно было по пальцам пересчитать.
По словам бывшего директора шахты "Северная" М. И. Найдова: "В забое работали исключительно русские, украинцы, немцы и татары. Правда, некоторые татары, а еще больше – башкиры, хотели стать коногонами. Тут им равных не было". Американец А. Пирсон, главный инженер Кемеровского рудника в годы АИКа, писал, что те люди, которых принято называть "русскими шахтерами", на самом деле, "это собственно русские и татаро-монголы, то есть татары". В городе в то время было 2 татарских школы, 1 чувашская и 1 американская для детей колонистов.
Хотя в начале 30-х годов в Кемерове находилось более 3 тысяч сосланных казахов – они жили в ауле за Искитимкой – на угледобыче пугливых дехкан не использовали. Равно как и других нацменов из Среднеазиатских и Закавказских республик. Среди инженерно-технических работников, бухгалтеров, разумеется, встречались евреи, однако ни один из них в забое замечен не был.
Работа под землей, где превыше всего ценились сплоченность и взаимовыручка, объединяла людей в единое целое. Православные шахтеры легко находили общий язык с поляками-католиками, башкиры-суниты с немцами-баптистами. В этом смысле, шахтеры самый, что ни на есть, дружный и сплоченный народ.
До сего момента речь шла только о мужчинах-шахтерах. За 300 лет Великого угольного века ни в одной стране мира женщины в забоях не работали. Подчеркиваю, именно – в забоях! Ни в Англии, ни в Германии, ни в Российской империи.
Но у большевиков были свои представления о роли женщин в новом обществе. После того, как великий вождь мирового пролетариата заявил: "Каждая кухарка должна научиться управлять государством", по всей стране началась "трудовая эмансипация". И Кемерово – не исключение.
Вот фрагмент из статьи, опубликованной в газете "Кузбасс" летом 1939 года.
"Жены шахтеров и инженерно-технических работников шахт треста Кемеровоуголь единодушно откликнулись на мероприятия партии и правительства о повышении угледобычи. На прошедших собраниях домохозяек на шахтах треста десятки женщин изъявили желание работать в шахте. Домохозяйка тов. Баталова на собрании жен горняков шахты "Пионер", где присутствовало около 300 женщин, заявила: "Женщины в нашей стране равноправны с мужчинами. Партия и наш любимый вождь и учитель товарищ Сталин создали все условия для того, чтобы женщины в стране социализма были подлинными строителями коммунистического общества. Я первой изъявляю желание работать в шахте и призываю всех домохозяек, имеющих возможность работать в шахте, последовать моему примеру".
Обычно женщины? если устраиваются на работу, то предпочитают трудиться в женском коллективе, а не в мужском. Выбирают такое место, где полегче, чтобы хватало сил и на воспитание детей, и на ведение хозяйства.
Но кемеровские женщины были сделаны из другого "теста". Оказавшись в горняцком городе, эти малообразованные крестьянки преследовали только одну цель – выжить. У них имелось только две возможности: либо выгодно выйти замуж, либо найти хорошую работу.
Шахта представлялась вполне перспективным местом – тут можно было не только иметь приличную зарплату, но и прослыть героем. В 30-е годы по всему городу висели плакаты с изображением веселой девушки в шахтерской робе, с отбойным молотком на плече. "Если женщина – шахтер, то она уже герой!" Вполне естественно, что кемеровчанки, как и подобает слабому полу, легко велись на заманчивое предложение. В 1928 году доля женщин среди шахтеров составляла 3,2%, а в 1936 году - уже 21,2%. То есть каждый пятый шахтер - женщина!
При всей, казалось бы, бесчеловечности кампания по приобщению женщин к горняцкому труду позволила решить острейшую проблему дефицита шахтерских кадров в довоенное время, но особенно – в годы войны.
К концу 1942 года на кемеровских шахтах работали 1314 женщин. Это - 37% от всех рабочих. Из них 321 – в забоях, 78 были взрывниками.