+16
Культурная терапия

Кемерово погряз
в педагогике


"Музыка нас связала..."
Кафе «Русская изба» (сейчас – «Теремок», закрыто), расположенное на территории Горсада (сейчас – Парк Чудес).
В 80-е годы было облюбовано городскими музыкальными спекулянтами как место обмена и продажи новинок музыки "из-за бугра".
Примечательный инцидент произошёл здесь в 1983 году.

По пятницам и субботам в кафе и рядом с ним на набережной собирался «нычка-рынок». Название происходит от практики прятать товар в обильных зарослях кустов на территории Горсада, на случай облав ОБХСС.
Иногда прятали так хорошо, что долго не могли найти то место, куда и сделали нычку.
А можно было вместо своих кассет найти и чьи-то катушки. Бывало и так: заложил Boney M, а нашёл Ottawan.

Приехавший в Кемерово из Новосибирска гастролёр-толкач – «Саша Малина» (Александр Малинин) продал местному жителю Кемерово Дмитрию Артюхину (кликуха – «Артамон») двойной виниловый альбом запрещенной на тот момент в СССР рок-группы Pink Floyd – “The Wall” (1979) за 160 рублей (средняя месячная заплата в СССР в 1983 году – 183 рубля).
В 1980-м году в СССР начали выпускать подробные циркуляры со списками неблагонадёжных буржуазных исполнителей. В нём значились и «прогрессивные» британцы.
У музыкальных групп в списке были формально обоснованные признаки для запрета: панк, насилие, эротизм.
Группу Pink Floyd заклеймили незаслуженно общей казённой формулировкой: «Извращение внешней политики СССР». Причина была в том, что В 1983 году вышел антивоенный альбом Pink Floyd – “The Final Cut“. Его вторая сторона начиналась короткой и довольно нудной песней “Get Your Filthy Hands Off My Desert“. В тексте есть строчка «Брежнев взял Афганистан, Бегин взял Бейрут, Галтиери взял Юнион Джек». Это отсылки к военным конфликтам того времени: ввод советских войск в Афганистан, взятие Бейрута израильской армией при Менахеме Бегине, вторжение Аргентины на Фолклендские острова. Казалось бы – ну что такого?
Но партия затаила обиду на прогрессивных рок-музыкантов.
Воодушевлённый удачной покупкой, Артамон пригласил на прослушивание культового альбома товарищей-меломанов. Сам альбом был прослушан до этого сотни раз, но то – лента, а тут – винил.

Диск аккуратно достали и, не дыша на него, положили на вертак. Осторожно опустили иглу и услышали… органную литургию.

Пятаки (пятак – сленг: бумажная этикетка в центре пластинки) у обеих пластинок были переклеены с подлинных на диски из набора И.-С. БАХ – ОРГАННАЯ МЕССА – АМАДЕУС ВЕБЕРЗИНКЕ – 2LP, РИГА, Мелодия. Подделка была сделана чрезвычайно искусно – на чистом пространстве винила рядом с пятаком новосибирские мастера нанесли гравировкой цифровой и буквенный код, совпадающий с оригинальным от альбома “The Wall”. И сама картина разметки дорожек на виниле визуально сильно совпадала с оригинальной.

Несмотря на то, что фальшак была не рядовой и оснований считать Артамона кемеровским лохом не было, он, сильно расстроенный данным конфузом, перед лицом своих товарищей по винилу поклялся найти и наказать разводилу: «Гадом буду, если не отловлю падлу и не накидаю ему по полной!»
Проблема заключалась в том, что Саша Малинин был гастролёром, и местные спекулянты его не знали: «Слушай, да залётный какой-то. Раньше здесь фейсом не светил… Извини, хелпа нет».

Дмитрий не упал духом и принял решение не пропускать ни одного «нычка-рынка» по пятницам и субботам. В течение целого года Саша Малина здесь не появлялся. Символично, что когда он снова приехал в Кемерово толкать фальшак, это был концерт (так тогда называли альбомы рок-групп) U2 – “War”, 1983 (рус. «Война»). На этот раз для подмены был взята пластинка Лаймы Вайкуле "Томный вечер". Но вечер быстро перестал быть томным.

Артамон узнал его и, не вызывая подозрений, спокойно и технично «встретил» на выходе из «Избы» хуком в челюсть, насвистывая народное: «Вот тебе от нас урок, нагрубил нам фраерок…»

Настроение сразу заиграло.

Слушаешь Pink Floyd, зараза?
Воспитали лоботряса...

Саша Малина очнулся привязанным к венскому стулу в одном из домов в Кировском районе города Кемерово. После долгих часов обсуждения с пацанами: «Как дерзкого учить будем?», Артамон огласил ему приговор: «Короче, чтоб ты, падла, запомнил, как нам в Кемерово туфту толкать, мы будем тебя грузить целую неделю Бахом. Прописываем тебе культурную терапию. Музыка Баха, слова Роджера Уотерса. Решение – моё. Обжаловать будешь?». Саша не смог ничего возразить, поскольку рот у него был плотно заткнут кляпом.

Ровно неделю Артамон, сменяемый по графику своими товарищами, круглосуточно крутил Саше Малине те самые пластинки Баха, которые он купил у него под видом “The Wall”.

Воспроизведение воспитательной музыки велось на предельной мощности усилителем Бриг-001 и стереопарой Радиотехника S90, по тем временам одним из лучших советских Hi-Fi комплектов. Хорошая связка! Уж к чему к чему, а к качеству звука у Малины не могло было быть никаких претензий. Соседей Дмитрий предупредил заранее, чтобы не волновались: «У меня неделя органной музыки к юбилею Баха. Учу наизусть фуги. Вы уж извините, если что».

Выходы в туалет и попить – два раза в сутки, поздним вечером и утром в 5 часов. Несколько раз Малина обоссался, но трусы ему не меняли, а только зажимали себе нос, заходя перевернуть пластинку.
Кормили символично «зеленью» – тухлой капустой: "Жри витамины, гад, поправляйся."

Пару раз Малина отважно пытался бежать с культурной перековки, но бдительная охрана пресекала эти попытки чётким ударом в пах: «Ты, скотина, ещё не всё выступление товарища Баха прослушал!»
Били сильно, но без фанатизма, потому что главное в Кемерово это что? Культура!

Через неделю Саша, с наполовину поседевшей головой, был вытряхнут на свободу на Притомской набережной возле кафе «Русская изба», где его и приняли ранее.
На концерте Pink Floyd Райт Ричард в середине песни обращается к Роджеру Уотерсу:
— Слышь, а чё играем-то?
— Тебе бы там побывать...
— Получится – побываю , а играем-то чё?

«Wish You Were Here» альбом Pink Floyd, 1975 (пер с англ.- "Вам бы там побывать").

Кемерово. Суровая Родина

продолжение следует