+16
бытиё определяет сознание


Кемерово -
места в "Ложе"


Как случайный попутчик открыл юному дарованию двери
в мир театра

Текст написан в 2022 г. Оставим его "как есть".


Театр-сирота Евгения Гришковца. ​Улица Демьяна Бедного, 4а.

В 1990 году он как «знак времени» материализовался «из воздуха» и буквально в воздухе – после случайной встречи в самолёте Гришковца с председателем Союза художников Кемеровской области Анатолием Казанцевым. Летели они из Москвы в Кемерово на соседних креслах и в полёте «притёрлись». Анатолий «горел» идеей развернуть в Доме художника мультикультурное пространство, как в продвинутых европах, и открыл его двери и своё сердце молодому и энергичному Гришковцу.

Символично, что предчувствие своей жизненной миссии возникло у Евгения за долгие годы до этой встречи. Ещё подростком он нарисовал удивительной силы акварельный рисунок – Данко, который пробирается куда-то свозь тёмную чащу сплетённых стволов, неся в вытянутой вверх руке своё горячее сердце. Миссия «нести свет» станет для него в дальнейшем жизненным кредо.

Театр родился по классической схеме – «с вешалки» и гвоздя: сначала на втором этаже Дома художника энтузиасты своими руками построили сцену и зрительный зал, а потом уже начали думать: «А что же мы будем ставить?»

Первый спектакль – «Мы плывём». Гришковец придумал «историю, в которой некий юный человек пытается писать книгу. Ему скучно дома, он приболел, сидит, укутавшись в плед, пьёт чай, меряет температуру и фантазирует приключенческий роман про морские приключения… и вдруг персонажи его книжки оживают и как бы сходят со страниц на сцену».

Музыка в театре играла недолго. В результате дворцового переворота в Союзе художников Казанцев был свергнут, а театр выселили на улицу. Новое правление накрыло на сцене стол и сообщило, что театральный сезон закрылся и теперь они – «бременские музыканты»: «А здесь мы будем пить!» Артистов попросили с вещами на выход, без права на обжалование решения.

По доброму стечению обстоятельств, правилу пяти рукопожатий и при общем покровительстве Бахуса театр недолго был бездомным и нашёл новую «крышу» – КузПИ, который сам ещё не знал своего счастья. Случилось это в 1991-м.

Бывшая неотапливаемая столовая на долгие годы стала приютом комедиантов.

В 1999 году, когда у «Ложи» уже сформировался успешный репертуар и нешуточные зрительские симпатии, Евгений Гришковец неожиданно для всех буквально в один день пакует чемодан, бросает своё детище на произвол судьбы и уезжает в Калининград.
необъяснённое

Бегство от своего театра или из Кемерово?

Резкий поворот судьбы или резкий поворот судьбой?
Говорят, что причиной такого кардинального шага стал мистический инцидент, произошедший на кухне его квартиры в тупике ФПК. В дальнейшем эта аллегория – «жизнь на улице Свободы с видом на тюрьму» – станет лейтмотивом в его воспоминаниях о Кемерово. Хотя у кемеровчан, видимо, существует какой-то специальный ментальный фильтр на этот намёк, и они не замечают его в перформансах Гришковца.

Вечером в открытое окно кухни залетела белая полярная сова – крайне нетипичный представитель кузбасской фауны. Она села на спинку стула и проворковала несколько минут, не проявляя никакого страха перед людьми. Передала весточку и так же спокойно улетела куда-то прочь – в ночь.

Продолжением истории стал вещий сон, в котором Гришковец увидел себя со стороны в индейском вигваме. Он был как бы сильно болен, и его выхаживал старый индеец, на плече которого сидела та самая белая сова. Индеец ему сказал: «Другой ты уже давно не здесь. Тебе нужно найти его и соединиться с ним. Если ты упустишь время – другой умрёт, а следом и ты погаснешь, как забытый утренний костёр».
Евгений не стал спорить с Куиделем (навахо – горящий факел) и купил билеты в один конец в Калининград.

По другой версии, примерно за год до этих событий Гришковец примкнул к ордену явных платоников Кемерово и в качестве обращения в его члены принял обет Гига.
Согласно платоновскому мифу, бедный, но честный пастух Гиг из Лидии проникает в тайную пещеру и находит там гробницу; у трупа на пальце он видит золотое кольцо. Далее Гиг обнаруживает, что кольцо обладает волшебной силой и может делать его невидимым. Бедный пастух буквально пьянеет от власти, которую даёт ему кольцо. Пробравшись в царский дворец, Гиг при помощи кольца соблазняет царицу, затем с её помощью убивает царя и становится следующим царём Лидии. Буквальная мораль, которую Платон вывел из этой истории, состоит в том, что человек не в состоянии устоять перед искушением брать чужое и убивать безнаказанно.

Однако Магистр ордена раскрыл Гришковцу совершенно иной тайный смысл мифа о кольце Гига из «Государства» Платона:
– Кольцо Гига у тебя уже есть – это твой талант. Сейчас тебе нужно стать невидимым. Открыть же свои потаённые двери ты сможешь только тогда, когда воспользуешься им. Пока у тебя не было кольца, ты даже не подозревал о них, а сейчас – путь твой лежит на край земли. Звезда, которая бросила свою тень на землю, даст тебе силы.
Евгений принял толкование мифа Магистром ордена буквально и уехал в Калининград. Дальше всё произошло в точности так, как и было предсказано: поездка в Москву, выступление со спектаклем «Как я съел собаку» в буфете театра Российской армии, план которого в проекции сверху представляет собой звезду Победы.
И всё закрутилось…

Интересно, что даже по прошествии более 20 лет после отъезда из Кемерово, Гришковец редко бывает в театре «Ложа» во время своих частых гастролей и за это время не поставил в нём ни одного спектакля. Вероятно, в его вещих снах на этот счёт тоже что-то было.

Для тех, кто сомневается, приводим полный список спектаклей театра "Ложа":

  • «Мы плывём» — 1991 г. реж. Е. Гришковец
  • «Сингулярия тантум» — 1992 г. реж. Е. Гришковец
  • «Титаник» — 1993 г. реж. Е. Гришковец
  • «Полное затмение» — 1993 г. реж. Е. Гришковец
  • «Осада» 1994 г. реж. Е. Гришковец
  • «Зима» 1995 г. реж. Е. Гришковец
  • «По По» 1995 г. реж. Е. Гришковец. Это единственный спектакль, который не является авторским, создан по мотивам произведений Эдгара По.
  • «Люди в поисках гармонии» — 1996 г. реж. Е. Гришковец
  • «Волиум» — 1997 г. реж. Е. Гришковец
  • «Все беды» — 1997 г. реж. Е. Гришковец
  • «Было тихо» 1997 г. реж. Е. Гришковец
  • «Угольный бассейн» — 2000 г. реж. К. Галдаев
  • «Падения» — 2001 г. реж. К. Галдаев
  • «Планета неведомых сил добра» — 2001 г. реж. М. Какосов
  • «Покет Моби Дик» — 2003 г. реж. М. Какосов
  • «Так оно и было» — 2003 г. реж. К. Галдаев.
  • «Плохой спектакль» — 2004 г. реж. Е. Сытый
  • «Новогодняя сказка» — 2005 г. реж. Е. Сытый
  • «Закон природы» — 2007 г. реж. Е. Сытый
  • «Резервация. Кино, в котором я живу» — 2010 г. реж. С. Наседкин
  • «Сказ о том как Чудо, спорт и Иностранец к Новому Году разбираться ходили» — 2012 г. реж. Е. Сытый
  • «Nota Bene» — 2013 г. реж. Е. Сытый
  • «Паразиты» — 2016 г. реж. С. Наседкин
  • «Члены предложения» — 2017 г. реж. С. Наседкин
  • «Шестой континент» — 2019 г. реж. А. Белов
  • «Детский мат» — 2021 г. реж. С. Наседкин

Кемерово. Суровая Родина

продолжение следует