Говорят, что причиной такого кардинального шага стал мистический инцидент, произошедший на кухне его квартиры в тупике ФПК. В дальнейшем эта аллегория –
«жизнь на улице Свободы с видом на тюрьму» – станет лейтмотивом в его воспоминаниях о Кемерово. Хотя у кемеровчан, видимо, существует какой-то специальный ментальный фильтр на этот намёк, и они не замечают его в перформансах Гришковца.
Вечером в открытое окно кухни залетела белая полярная сова – крайне нетипичный представитель кузбасской фауны. Она села на спинку стула и проворковала несколько минут, не проявляя никакого страха перед людьми. Передала весточку и так же спокойно улетела куда-то прочь – в ночь.
Продолжением истории стал вещий сон, в котором Гришковец увидел себя со стороны в индейском вигваме. Он был как бы сильно болен, и его выхаживал старый индеец, на плече которого сидела та самая белая сова. Индеец ему сказал: «Другой ты уже давно не здесь. Тебе нужно найти его и соединиться с ним. Если ты упустишь время – другой умрёт, а следом и ты погаснешь, как забытый утренний костёр».
Евгений не стал спорить с Куиделем (навахо – горящий факел) и купил билеты в один конец в Калининград.
По другой версии, примерно за год до этих событий Гришковец примкнул к ордену явных платоников Кемерово и в качестве обращения в его члены принял обет Гига.
Согласно платоновскому мифу, бедный, но честный пастух Гиг из Лидии проникает в тайную пещеру и находит там гробницу; у трупа на пальце он видит золотое кольцо. Далее Гиг обнаруживает, что кольцо обладает волшебной силой и может делать его невидимым. Бедный пастух буквально пьянеет от власти, которую даёт ему кольцо. Пробравшись в царский дворец, Гиг при помощи кольца соблазняет царицу, затем с её помощью убивает царя и становится следующим царём Лидии. Буквальная мораль, которую Платон вывел из этой истории, состоит в том, что человек не в состоянии устоять перед искушением брать чужое и убивать безнаказанно.
Однако Магистр ордена раскрыл Гришковцу совершенно иной тайный смысл мифа о кольце Гига из «Государства» Платона:
– Кольцо Гига у тебя уже есть – это твой талант. Сейчас тебе нужно стать невидимым. Открыть же свои потаённые двери ты сможешь только тогда, когда воспользуешься им. Пока у тебя не было кольца, ты даже не подозревал о них, а сейчас – путь твой лежит на край земли. Звезда, которая бросила свою тень на землю, даст тебе силы.
Евгений принял толкование мифа Магистром ордена буквально и уехал в Калининград. Дальше всё произошло в точности так, как и было предсказано: поездка в Москву, выступление со спектаклем «Как я съел собаку» в буфете театра Российской армии, план которого в проекции сверху представляет собой звезду Победы.
И всё закрутилось…
Интересно, что даже по прошествии более 20 лет после отъезда из Кемерово, Гришковец редко бывает в театре «Ложа» во время своих частых гастролей и за это время не поставил в нём ни одного спектакля. Вероятно, в его вещих снах на этот счёт тоже что-то было.
Для тех, кто сомневается, приводим
полный список спектаклей театра "Ложа":
- «Мы плывём» — 1991 г. реж. Е. Гришковец
- «Сингулярия тантум» — 1992 г. реж. Е. Гришковец
- «Титаник» — 1993 г. реж. Е. Гришковец
- «Полное затмение» — 1993 г. реж. Е. Гришковец
- «Осада» 1994 г. реж. Е. Гришковец
- «Зима» 1995 г. реж. Е. Гришковец
- «По По» 1995 г. реж. Е. Гришковец. Это единственный спектакль, который не является авторским, создан по мотивам произведений Эдгара По.
- «Люди в поисках гармонии» — 1996 г. реж. Е. Гришковец
- «Волиум» — 1997 г. реж. Е. Гришковец
- «Все беды» — 1997 г. реж. Е. Гришковец
- «Было тихо» 1997 г. реж. Е. Гришковец
- «Угольный бассейн» — 2000 г. реж. К. Галдаев
- «Падения» — 2001 г. реж. К. Галдаев
- «Планета неведомых сил добра» — 2001 г. реж. М. Какосов
- «Покет Моби Дик» — 2003 г. реж. М. Какосов
- «Так оно и было» — 2003 г. реж. К. Галдаев.
- «Плохой спектакль» — 2004 г. реж. Е. Сытый
- «Новогодняя сказка» — 2005 г. реж. Е. Сытый
- «Закон природы» — 2007 г. реж. Е. Сытый
- «Резервация. Кино, в котором я живу» — 2010 г. реж. С. Наседкин
- «Сказ о том как Чудо, спорт и Иностранец к Новому Году разбираться ходили» — 2012 г. реж. Е. Сытый
- «Nota Bene» — 2013 г. реж. Е. Сытый
- «Паразиты» — 2016 г. реж. С. Наседкин
- «Члены предложения» — 2017 г. реж. С. Наседкин
- «Шестой континент» — 2019 г. реж. А. Белов
- «Детский мат» — 2021 г. реж. С. Наседкин