Глава 3
Следующей остановкой в поисках спасительного монумента в бронзе или, на крайний случай, в чугуне стал Ленинград. Знающие люди сказали, что есть только одно место, где можно попробовать его найти – это Творческие мастерские имени И. А. Крылова.
– Здравствуйте, я из Кемерово. Меня интересует памятник Пушкину.
– Очень приятно. Александр Бакланов – заместитель директора по монументальной скульптуре. У нас очень широкий выбор памятников. Многие есть в готовом виде: Гоголь, Маяковский и, конечно, Пушкин, – интеллигентный молодой человек неопределённого возраста в костюме с бабочкой, как у конферансье, был подчёркнуто приветлив, но границ гостеприимства не нарушал.
– Пушкин на коне?
– Ну зачем же сразу на коне? Пешком. Хотя, если нужно…
– Ой, хорошо-то как. Да я тут только что из Тбилиси. Так у них Пушкин на коне, представляете? Думаю, может, какое-то распоряжение было на этот счёт, чтобы повыше как-то выглядел, посолиднее, что ли.
– А! Наслышаны. Это работа Ираклия Гурадзе. Известный мастер. Неоклассицист. Большой новатор. Постоянно переосмысливает заржавевшие догмы искусства. А вы видели его скульптуру "Пушкин и арбуз-бей", которую он изготовил для одной из площадей Ташкента?
– К сожалению, нет.
– И вам ничего не рассказали о ней в Академии в Тбилиси? – Александр недоверчиво посмотрел на Карла Ивановича.
– Ну, может быть, что-то и говорили, но я, простите, не придал значения... – попытался оправдаться он.
– О, это произведение произвело на меня глубокое впечатление, – продолжил Александр. – Представьте, Пушкин в традиционном узбекском халате и тюбетейке, и Ходжа Насредин едут на трёхгорбом верблюде. В правой руке у великого поэта поводья для управления верблюдом, а левой он придерживает лежащий на бедре весьма крупный арбуз. Позади него сидит Ходжа Насредин. Для устойчивости у верблюда не две, а три пары ног. Это уже не просто "корабль пустыни", а буквально – "ледокол песков". Скульптор отсылает нам к бессмертным образам Дон Кихота и Санча Панса, перенося их на нашу культурную почву. Помните знаменитые стихи Александра Сергеевича:
Арбуз, когда бы я тебя
Нёс осторожно, как дитя,
То не случилось бы печали
В тот день погожий у меня.
В мечтах я упорхнул в те дали,
Вы о которых не мечтали.
Но ты вдруг выскользнул из рук,
Знаменьем будущих разлук.
Упал, ударился, разбился –
В сплошную кашу превратился.
– Очень лирическое, воздушное произведение, – завершил свою мысль Александр.
– Весьма любопытно. А у вас какой Пушкин?
– Обычный. Задумчивый.
– Отлично! Можно взглянуть? – в этот момент Карл Иванович ещё больше полюбил «культурную столицу», где новаторство знало своё место и не посягало на вечные ценности.
Хранилище готовых памятников находилось не в Ленинграде, а в Выборге. Договорились встретиться там завтра утром. Карл Иванович на радостях тотчас же забронировал билет на вечерний рейс на Москву и дальше в Кемерово, и в предвкушении скорого возвращения домой с удовольствием отужинал в ресторане «Астория». Выпил за «Сергеича» водочки под осетровую икру и в прекрасном настроении пошёл отдыхать.
"Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня."
Пока Карл Иванович с Александром шли через огромный склад, где опять нужно было продираться через лес чьих-то отделённых и прикреплённых рук и ног, замдиректора "по отображению великого прошлого в не менее великом настоящем" поинтересовался:
– Карл Иванович, а вы знакомы с современными тенденциями в скульптуре?
– Как-то не очень, – признался Карл Иванович.
– Сейчас я вам представлю работу нашего ленинградского скульптора Дмитрия Петрова. Его ещё называют основателем направления "борзóго соцреализма".
– "Борзóго" – это в смысле "наглого"?
– Нет, что вы! Дмитрий Иванович очень деликатный и интеллигентный человек. Мы с ним хорошо лично знакомы. Ещё до войны он создал к ХХ-летию Октября монументальное произведение "Ленин и Сталин в окружении борзы́х, охотящихся на кабанов". Конечно, вы понимаете, образ "кабанов" был тонкой художественной метафорой, символизирующей всяческих левых и правых уклонистов, которые извращали суть марксистко-ленинского учения и были вовремя одёрнуты партией.
– Да, знаем мы таких. Ну а почему он стал родоначальником именного "борзóго", а не, к слову, "махрового соцреализма"?
– Особенно в этом памятнике ему удалась группа борзы́х, корпуса которых застыли, подобно натянутым лукам, а зоркие глаза пристально всматриваются во враждебные силуэты кабанов на горизонте. Вошли в золотой фонд нашего искусства как пример мастерского воплощения в нейтральном образе бдительной "пролетарской чуйки". Прекрасно доносят до зрителя идею личной ответственности каждого советского человека за поиск и выявление классовых врагов.
– Я вот тоже в 39-м как-то проявил пролетарскую чуйку, – понимающе поддакнул Карл Иванович, чувствуя высокую идеологическую планку своего визави.
– Можно много говорить о принципе "партийности в искусстве", но стоит только один раз взглянуть на этих борзых, и сразу становится понятно, что значит "чуять врага за версту". В 37-м эта работа была смонтирована в Москве на Красной площади на Лобном месте и простояла там вплоть до завершения в 1938 процессе над так называемым «право-троцкистским блоком». А после, в 1939, её отправили в культурно-просветительское турне по странам Африки, чтобы наглядно продемонстрировать угнетённым народам чёрного континента, что значит революционная бдительность, – темпераментный лектор даже немного взмок от влажности случайно поднятой темы. На рубашке в области груди у него даже проступило большое пятно тёмного пота, похожее формой на Африку. – А вот и наш Пушкин, прошу вашего любезного внимания!
Перед Карлом Ивановичем предстал памятник поэту, который уже при первом взгляде заставил его усомниться в правильности поспешного отказа от грузинского предложения. Итак, Пушкин стоял на пеньке в окружении зайцев, один из которых, видимо, самый наглый, сидел у него на плече. Другие же окружали основание плотной группой, напирали и лезли друг на друга, чтобы оказаться поближе к одетому в крестьянскую рубаху и широкие мешковатые штаны Александру Сергеевичу. В левой, чуть согнутой в локте руке поэт держал пучок увесистой моркови. Карл Иванович насчитал девятнадцать косых, потом сбился и бросил эту затею. Казалось, что зайцы внимательно слушают классика, который читает им что-то в этом духе:
Прощай, немытая морковь!
В последний раз передо мной
Ты предстаешь в красе угрюмой
И блещешь гордою главой.
Отныне будем мыть тебя,
Скоблить и чистить не щадя,
Чтоб яркостью твоей красы
Без страха полнить животы.
– А зайцы чьи? – грустно спросил он, понимая, что домой сегодня, скорее всего, не полетит.
– Некрасова. Памятник задуман для советской сельскохозяйственной выставки во Франции. Символизирует преемственность русской поэзии от Пушкина к Некрасову – связь времён, так сказать. Некрасов, как и всякий литературный новатор, был крепко повязан традициями своих великих предшественников, и больше всего – наследием Пушкина. К сожалению, этой преемственной связи не замечали читатели-современники. Противопоставляли, в сущности, выдуманного, небывалого Пушкина выдуманному, небывалому Некрасову. А ведь именно из произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живётся. А предтеча кто? Правильно, Пушкин! Он был чувствителен к ним во многих местах:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.
Заметьте, не бежит и не скачет, а именно «плетётся», символизируя угнетённое положение лошадей при царизме. И Некрасов через годы протягивает ему руку соратника, также осуждая эксплуатацию кучкой загнивающего дворянства широких народных масс:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Чувствуете, как Некрасов здесь подхватывает и развивает тонко замеченное Александром Сергеевичем? "Поднимается медленно в гору" эхом народного отчаяния перекликается с "плетётся рысью как-нибудь". Сани явно перегружены дровами. А почему? Разрываясь между барщиной и оброком, крестьянин не мог позволить себе уделять должного внимания собственному хозяйству и тем самым варварски перегружал лошадь. Более того, среди советских литературоведов есть даже мнение, что чудесным образом он пишет о той же самой лошадке, что и Пушкин!
– А морковь – это, видимо, символ плодов литературного наследия Александра Сергеевича? – предположил Карл Иванович.
– Конечно! О, вы глубоко правы. А говорили, что не разбираетесь в современном искусстве. Морковь – это метафора питательной среды творческого достояния Пушкина для будущих поколений литераторов. Посеянное им начало народности в литературе дало невиданный урожай. Памятник единственный такой в своём роде. Очень смелое стилистическое решение. Ваш город, как его, Кемерово, не пожалеет! Ну, как вам?
– Впечатляет, – великий решала закурил папиросу и ещё раз задумчиво обошёл скульптурную группу. Потрепал одного из зайцев за ухо и озабоченно почесал подбородок. – А другого Пушкина у вас случайно нет? Ну, поспокойнее. Может быть, с гитарой? – на всякий случай уточнил он.
– Пушкин – не мальчик на побегушках, – строго отрезал питерский.
Карл Иванович понял, что, как и с грузинским вариантом, без звонка руководству он на себя такую ответственность точно взвалить не сможет, и взял паузу до завтра. Всё-таки, хотя Кемерово и не считалось в культурных кругах захолустьем, готов ли он был уже к таким передовым творениям советских монументалистов?
Соединили с горисполкомом неожиданно быстро:
– Есть в Ленинграде один вариант, – преувеличенно бодро начал Карл Иванович и вкратце описал аллегорическую скульптуру из "колыбели революции".
– Ой… Карлуша, только зайцев нам не хватало. Я скоро сам уплыву куда-нибудь на льдине. Наверное, прямо под лёд. Мне шепнули, что комиссия, оказывается, уже через две недели будет в Кемерово. Найди ты нам нормального Пушкина. Нормального! Разве я многого прошу? Умоляю! – голос Константина Ивановича сегодня был уже совсем не таким резким, как в прошлый раз.
Да и Карл Иванович сам понимал, что Пушкин с зайцами – это слишком смелый ход для его неизбалованной высоким штилем малой родины. С тоской в сердце перспективный дед сдал билет на Кемерово и в весьма подавленном состоянии уехал на вечернем поезде в Москву.
В купе он устроился на нижней полке и долго не мог уснуть. Ворочался с боку на бок, вспоминая недавние встречи: "Если в Москве дело не выгорит, то придётся выбирать между Пушкиным-Мазаем и Пушкиным-маршалом. Да, Костя вряд ли простит мне такую осечку. Ну, я сделал для него всё, что мог. Кто бы мог подумать, что выйдет такая дилемма... Назвали бы площадь лучше в честь этого проходимца Ермака. Хотя и там, поди, такая же канитель. Ох уж мне, это искусство... Век бы его не видеть!" – его привычные энтузиазм и уверенность, что неразрешимых задач не бывает, а есть только "косые руки", куда-то исчезли.
Видавшая лучшие времена лодка неторопливо скользила по широко разлившейся реке. На её носу серой кучей сгрудились мокрые и испуганные зайцы. Они нервно подёргивали носами и недоверчиво смотрели на гребца.
– Не бойсь, косые. Сейчас найду место посуше и высажу вас, безбилетников, – Карл Иванович уже приглядел пологий участок берега и наметился причалить к нему. Лодка осторожно огибала большое коряжистое дерево, которое глупая река принесла сюда откуда-то издалека.
– Милостивый государь, не будете ли Вы так любезны угостить меня рыбкой? А то я, знаете ли, с утра ничего не ел.
Осторожно обернувшись, он увидел на берегу Александра Сергеевича на коне. Точнее, в коне. Это был кентавр иссиня-черной масти с верхом Пушкина, а внизу вполне себе мощный круп породистого коня.
– Так у меня вот, только зайцы, – начал он оправдываться.
– Поди, придержали для себя рыбки, а мне зайцев суёте. Жулик! А я ещё вам хотел стихи свои почитать, а теперь вот не буду, – Пушкин-конь обиженно заржал, встал на дыбы и ускакал прочь по берегу. – Жулик! Стреляться!
Карл Иванович посмотрел на реку и увидел, что погода вдруг разительно переменилась: подул резкий ветер, и его лодчонка опасно закачалась от набежавших волн.
– Гражданин, просыпайтесь. Скоро прибываем. Москва! – рябая проводница бесцеремонно трясла его за плечо.
– А где Пушкин? Куда он ускакал? – Карл резко поднялся с полки. Его волосы растрепались от сна, а глаза, полные недоумения, пытались найти в недовольном лице проводницы знакомые черты.
– Какой Пушкин? Вы одни в купе были.
– Ой, простите. Дурной сон.
– Сдавайте бельё.
Карл Иванович собрал бельё и посмотрел на часы: "Чёрт-те что творится. Ехать ещё минут сорок, а меня уже подняли".
Невыспавшийся и злой на эти нелепые неудачи последних дней, он сел у окна и, глядя на пробегающие мимо столбы, начал опять раскладывать в уме бесконечный пасьянс: какое же из двух зол выбрать на крайний случай. Взвешивал все за и против, но карта не шла: "Зайцы или конь? Конь или зайцы? А может быть, послать их всех с этим зверинцем к ***! Я-то здесь при чём? Сами вляпались, сами и расхлёбывайте. Зачем я вообще ввязался в эту историю?" – обычно удачливый решала, который случайно оказался не в своей тарелке, тяжело вздохнул. – Ну нет, так нельзя. Я обещал.