+16
бытиё определяет сознание


Томь-разлучница


Стой! Лёд идёт.
"Томь-разлучница".
Народное наименование реки в 1920-1940-е годы до постройки стационарного моста, связавшего левый и правый берега Томи. В летнее время реку пересекали на пароме или частным извозом — на лодках, зимой — по льду. Дважды в год, во время ледохода и ледостава, связь между берегами прекращалась. Длилось это примерно 2-3 недели, иногда чуть дольше. Если гражданин жил на правом берегу, а работал на левом, то выход был только один — снимать угол и ждать, когда река успокоится и можно будет вернуться в семью. Некоторые предприятия имели собственные общежития-бараки, но мест на всех не хватало. Поэтому люди шли на постой.

Имелась воздушная канатная дорога через Томь. Но её использовали только для перевозки угля. Были случаи, когда в вагонетки забирались люди. Иногда это заканчивалось трагически. Если вагонетка застревала над рекой, выбраться из неё было невозможно. Люди умирали от холода.

Нарком Луначарский в 1929 был в восторге от вида канатки: «Самую, однако, диковинную и вместе с тем весёлую ноту в Щегловск вносит завод. Когда вы едете туда, то вдруг, неожиданно, выезжая из-за какого–то холма, вы видите перед собой незабываемую картину. Перед вами вырастают мощные контуры заводской башни, укрепленной циклопическими стальными фермами и разевающей на большой высоте свою черную пясть. К этой пасти на расстоянии, как мне кажется, добрых трех километров тянется с противоположного гористого берега реки воздушная дорога, по которой непрерывно, на равном расстоянии друг от друга, весело вырисовываясь на фоне неба, катятся вагонетки с кемеровским углём. Они опрокидывают с грохотом свое содержимое в заводскую пасть и так же равномерно словно совершая какой–то воздушный танец, возвращаются за новой ношей. Это постоянное движение вагонеток, эта живая связь на большом расстоянии и через реку завода и копей производит веселое впечатление.»

В марте 1932 года в профком «Коксохимзавода» пришло письмо от некой гражданки Пальчиковой: «Прошу запретить моему мужу — Пальчикову появляться на работе, пока на Томи не пройдёт шуга и не начнёт ходить паром. Это у меня уже второй муж. Первый как ушёл прошлой весной на завод, на левый берег, так до сих пор и не вернулся. Нашёл себе другую бабу».

Рекой-разлучницей Томь перестала быть в 1952 году, когда в Кемерово появился первый капитальный мост - "Коммунальный".

Кемерово. Суровая Родина

продолжение следует