Георгий Николаевич Баранов, а для друзей – просто Гоша, был художник от сердца. Всегда что-то рисовал, но образования художественного не получил. Не успел. Сначала хотел учиться на химика – выгнали из-за нелепой драки, потом уехал в Челябинск, поступил там в пединститут, опять не окончил, началась война. Год прожил в Алма-Ате, вернулся в Кемерово, сначала работал оформителем на «Коксе», а в 1946 попал к Пал Палычу Губкину в художественные мастерские «Палитра», которые среди «своих» назывались «пол-литра».
Когда узнал на бюро горкома, что собрание трудящихся «Кокса» рекомендовало именно его для создания памятника Михайле Волкову, смутился: «Да кто я такой, у меня и образования-то нет, и опыта в скульптуре, чтобы за такое серьёзное дело браться…»
Но после Гоша решил: если партия, а главное – люди в него поверили, значит, сделает. И взялся за работу.
Уже до этого неожиданного поручения он увлечённо интересовался, «кто же были такие эти рудознатцы, откуда они пошли, как выглядели, во что одевались и как складывалась их жизнь?»
А сейчас, начав работу над памятником, стал несколько раз в неделю ходить в библиотеку и читать всё, что только мог найти про эпоху Петра и выискивать везде ценные крохи знаний о том, когда и как появились в Сибири рудознатцы. Постепенно начал рождаться образ Михайлы Волкова.
Осенью 1951 года он принёс в горком эскизы на больших белых листах ватмана. Посмотрели, пошушукались между собой мнениями – по лицам было видно, что большого восторга эскизы не вызвали.
– Товарищ Баранов, вот у вас на рисунке он стоит как какой-то дворянин – в плаще что ли? И сапоги! Откуда у простого крестьянина при царизме были сапоги? Это же были века угнетения трудового крестьянства. Конечно, лапти! А он же был из рязанских крепостных!
– Товарищ Шапошников, я читал, что в походах казаки носили короткие сапоги…
– Заблуждаетесь, товарищ Баранов – именно лапти. Сразу видна недостаточность и поверхностность ваших знаний в истории. И почему у него в руках ничего нет – дайте ему лом, лопату или кочергу. Он же должен чем-то работать? Инструмент-то где? Чтобы был очевидно, что он рабочий человек, а не бездельник!
– К тридцать пятой годовщине вы уже явно не успеете, это понятно. Давайте перенесём установку к сороковой (1957 – С.К.). Так и запишем в протокол: «В связи с тем, что предоставленные эскизы не соответствуют «марксистко-ленинскому принципу историзма в искусстве. Поставить это на вид товарищу Баранову и передать их на дальнейшую доработку».
Два года горком не беспокоил Гошу, а тот уже и забыл, как вдруг звонок: «Товарищ Баранов, как у вас с эскизами Волкова?»
Принёс.
– Ну вот, видите. В руках лопата – это хорошо. Крепкая. А кстати, почему у него борода? Что это за вид бродяги? Обязательно сбрить! Должен выглядеть культурно. И почему вы не заменили сапоги на лапти?
– Товарищи, все мужики в те времена носили бороды. Представьте, Сибирь, глухие места, мошка, гнус – ну кто тут будет бриться? А про лапти, ну не пройдёшь по тайге в лаптях более полудня. Крестьянин, он же ходил в лаптях по деревне да по пашне, где ни сучка, ни задоринки. Хотите, проведём эксперимент? Я свяжу лапти и попробуем в них пройтись по реке, а после – по тайге…
– Какой вы, товарищ Баранов, всё-таки упрямый… Хорошо, вот вы, товарищ Сверчков из отдела культуры, сделаете с товарищем Барановым эксперимент с лаптями, а потом нам доложите о результатах, а бороду – непременно сбрить!
Гоша надрал лыка, сплёл лапти и пришёл с ними к тов. Сверчкову.
– Николай Иванович, давайте эксперимент проведём, как договорились.
– Неугомонный вы, Георгий, ну давайте, раз нам с вами партия дала такое поручение.
Они пошли на Томь, обмотали тов. Сверчкову ноги портянками, потом поверх надели на них лапти. Ноги он, конечно, моментально промочил, лицо скривил, но вслух ничего не сказал. А потом они пошли в лес. Выдержали лапти ровно час, а дальше просто развалились.
– Ладно, ваша взяла. Ну что вы к ним пристали? Сказали же вам – нужно лапти, так и сделали бы. Что за неуместные принципы?
– Нельзя так. Всё должно быть «от сердца и по уму». Я так живу и иначе не умею.
– Ладно, передам, что с сапогами рекомендую согласиться, но бороду – уберите, не лезьте на рожон!